Техник лейтенант 34 гв. ТБР

Posted: Май 5, 2014 in Танковые части
Метки:

ФишерманДавид Исакович Фишерман родился в 1915 году. Одессит, кадровый танкист в начале Великой Отечественной войны помогал развернуть производство танков Т-34 на заводе в Нижнем Тагиле и уже оттуда был направлен в 52-ю танковую бригаду (в 1943-м преобразована в 34-ю), которая формировалась на Кавказе. В сентябре 1942 года во время боя на Моздокском направлении он занял место командира машины и подбил два немецких танка, за что получил орден «Красная звезда». Воевал до самого конца войны.

Красная звездаотечественная война Гвардия

Отрывки из беседы с Давидом Исаковичем:

«Случаев за эти четыре года было много. Причем, я единственный, кто оставался в бригаде со дня ее снования до самого конца без увольнения…».

«Так, как я знал Т-34, ни один не знал. Почему я беру на себя смелость так говорить? Во-первых, я водил танки уже за много лет до войны. Хотя это были были легкие танки БТ-5, БТ-7 и т.д. Но я научился ремонтировать механизмы, которые завод предписывал ни в коем случае не трогать вне специальных ремонтных мастерских. Хоть это и занимало много времени, я очень много машин сделал от и до, часто исправляя заводские упущения…»

Фишерман (Кавказ)

Кавказ, Чечня, 22 декабря 1942

«В одном месте под Москвой мы с моим командиром принимали новые машины. Проходит день-три, прибывает эшелон. Экипаж берет машину, сгоняет ее с платформы, затем вторую и так весь эшелон. Вдруг одна машина, что называется «троит», так говорят про автомобили, когда четыре цилиндра, и один из них не работает. А какой не работает, это надо знать. В машине 4 цилиндра, а в танке (Т-34) их 12. Вот тут я и проявился. Хотя во всех инструкциях было сказано: топливный насос открывать только в специализированных мастерских. Не глядя на все запреты, я разобрал насос, зная, что делаю. Командир бригады лично меня спрашивал, будет работать или не будет? А я ему сказал: «Товарищ полковник, будет, только нужно чуть-чуть подождать». В итоге выяснилось, что там зубчатое колесико ходит вхолостую, на заводе не закрепили хомутик, и нужно было докрутить. Машина пошла, и что вы думаете? Километра не проехала, а ее разбило немецким снарядом…».

«Я как-то взял к себе в роту две машины — немецкие танки T-III из трофеев. Что с ними делать? Пускать на поле нельзя, увидят наши, и все. Мы их некоторое время держали у себя и использовали для обороны…».

«Вот что значит судьба или везение. Я не хочу ничего говорить, но во всяком случае, наверное надо мною Бог был. Четыре года все-таки от и до. И если уже на то пошло, командир нашего 2-го батальона кричал на моего командира роты: «Чего ты пускаешь Фишермана туда, там неразбериха кромешная!» И это был не единственный случай. Там, где я не должен был быть по долгу службы, я туда лез, чувствуя, что там можно чем-то помочь. Судьба такая…».

Читать интервью целиком

Добавить комментарий

